сервис онлайн-кредитования
 

Потенциал онлайн-кредитования или можно ли заработать на покупателе с пустыми карманами

24 октября 2012

На рынке e-commerce сегодня настоящий бум кредитования. Опыт офлайновой розницы, продающей в кредит 20% всех товаров, и новые технологии кредитования побуждают внедрять новый инструмент и крупных сетевых игроков, и начинающих интернет-магазинщиков. Отношение потребителей и участников рынка электронной торговли к онлайн-кредитованию изучили исследовательская компания Data Insight и сервис «Всё в кредит».

Онлайн-кредитование — новая отрасль, формирующаяся на стыке электронной коммерции и кредитования. Не то чтобы раньше о кредитовании покупок в интернете никто не слышал. Некоторые интернет-магазины сотрудничали с банками и 2 года назад. Но процесс это был не простой, от покупателя требовались сканированные копии документов, в результате и выхлоп, в виде дополнительных продаж, был незначительный. Сегодня технологии кредитования изменились, для получения кредита покупателю теперь даже не нужно выходить из дома.

Появились новые кредитные сервисы, предлагающие клиенту на выбор сразу несколько банков. Магазины получили возможность переложить затраты по взаимодействию с банками на посредников. В этом году в e-commerce настоящий бум кредитования. Для интернет-магазинов — это еще один инструмент повышения конверсии. А готовы ли потребители брать кредиты в интернете? Исследовательская компания Data Insight по заказу сервиса онлайн-кредитования «Всё в кредит» опросила более 1000 покупателей интернет-магазинов.

Выборка строилась по квотному принципу, с пропорциональным общей структуре российской интернет-аудитории распределением по полу и возрасту. Примерно 40% выборки составили жители Москвы, 15% - Петербурга, 45% - жители 15 других крупнейших городов России. Подавляющее большинство опрошенных (82%) сделали за последние полгода больше одной покупки в интернете, а одна треть (31%) – 4 и более покупки. Чаще всего респонденты покупали технику для дома, компьютеры и аксессуары для них , а также одежду и обувь. При этом 41% участников исследования совершал за последние 6 месяцев покупки стоимостью более 10 тысяч рублей, в том числе 21% - стоимостью более 20 тысяч рублей.

Как выяснилось, интернет-пользователи хорошо знакомы с услугами кредитования и имеют богатый опыт их использования – больше половины (53%) брали потребительские кредиты (на электронику или, существенно реже, на мебель и товары для дома и ремонта), почти половина (46%) пользуется кредитными картами, а 38% получали кредит наличными (на любые цели). Только 18% опрошенных вообще никогда не пользовались какими-либо услугами кредитования. Однако информированность о кредитах на покупки в интернете, напротив, очень низкая.

Почти половина опрошенных (48%) ничего не знает о возможностях кредитования в интернет-магазинах, предложения по покупке в кредит замечали лишь 17% респондентов. Опыт онлайн-покупок в кредит имеют только 2% опрошенных. Совокупный доход большинства опрошенных (69%) попадает в рамки от 15 до 75 тысяч, включая 29% с доходом от 30 до 50 тысяч. Интересно, что около 50% респондентов оказывались в ситуации, когда они уже присмотрели в интернет-магазине какой-либо товар, но отказались от покупки из-за нехватки денег. При этом 64% из них, воспользовались бы кредитом, если бы интернет-магазин предоставлял такую возможность.

Опрос показал, что в ситуации недостатка денег большинство покупателей предпочитает откладывать покупку (такой вариант ответа выбрали 67%). То есть спрос на кредиты в интернете определенно существует, и у магазинов был шанс не потерять этих покупателей. Опыт онлайн-кредитования показывает, что средний чек покупок в кредит в 2 и более раза выше, чем чек покупок за собственные деньги. Результаты исследования подтверждают эту тенденцию. Более 50% опрошенных согласны, что кредиты позволяют покупать более дорогие и качественные товары. Также 22% считают, что это возможность совершать покупки чаще. Более половины опрошенных хотели бы, чтобы большее количество интернет-магазинов предлагало бы онлайн-кредитование. Согласно опросу, 72% пользователей не исключают того, что будут пользоваться онлайн-кредитами при покупках в интернете, из них 19% заявили, что скорее всего или точно будут пользоваться этой услугой.

Среди решающих факторов, которые будут влиять на решение об использовании или неиспользовании кредита при покупке в интернет-магазине, 68% респондентов назвали величину процентной ставки. Примерно поровну называли доверие к интернет-магазину, известность и надежность выдающего кредит банка, удобство процедуры погашения кредита, простоту отказа от кредита, возможность оформления кредита на дому и длительность беспроцентного или льготного периода. В первую очередь респонденты готовы покупать в интернете в кредит компьютеры, ноутбуки, технику для дома, портативную электронику.

Среди нетехнических товаров чаще всего пользователи отмечают мебель и товары для дома, дачи и ремонта. Многих респондентов также заинтересовало онлайн-кредитование при покупке некоторых услуг, в частности, туров и гостиниц (50%), билетов на поезда и самолеты (44%). Почти 60% респондентов считают, что стоит брать кредит на товары стоимостью свыше 10 тысяч рублей, а треть - свыше 25 тысяч рублей. Исследование подтвердило гипотезу, что покупателям интересны кредиты в онлайне, но встретишь новый сервис в сети пока еще часто. Чтобы выяснить отношение интернет-магазинщиков к кредитованию, в рамках исследовательского проекта был проведен еще один опрос — представителей участников рынка. Всего было опрошено 22 интернет-магазина.

Оказалось, что возможность покупки в кредит внедрена только в трети опрошенных магазинов. Еще треть интернет-магазинов планирует предоставить такой сервис своим покупателям. Подавляющее большинство участников исследования положительно оценивают потенциал кредитования в e-commerce. Например, 18 из 20 респондентов (отвечавших на соответствующий вопрос «Какие именно плюсы для интернет-магазинов от внедрения покупок в кредит вы видите?») согласились, что внедрение продаж в кредит повышает количество покупателей. На вопрос о том, что положительного принесло внедрение покупок в кредит, были получены ответы, в основном связанные с ростом продаж и повышением лояльности: - «дополнительные продажи» - «больше привлекательности у покупателей» - «увеличение оборота и увеличение доверия» - «дополнительная возможность оплаты, и возможность купить более дорогие вещи для покупателя» - «дополнительный поток покупателей, обороты» - «привлечение покупателей, то, что есть возможность у них не откладывать покупку на завтра, а делать ее сегодня».

Процентные ставки — самое уязвимое место российской системы кредитования. Практика скрытых комиссий, активно применяемая банками в прошлые годы, оставила отпечаток в сознании сограждан и до сих пор влияет на их доверие к кредитам. Текущие ставки в 20-40% серьезно ограничивают аудиторию потенциальных заемщиков. В ходе опроса в части пожеланий к банкам представители интернет-магазинов чаще всего называют снижение процентных ставок. Среди 14 респондентов, в чьих интернет-магазинах на данный момент нет возможности покупки в кредит, не нашлось ни одного, кто бы не задумывался о внедрении новой услуги. Так, 6 человек ответили, что планируют реализовать подобную возможность в ближайшее время, еще 3 человека ответили, что в их компании еще не принято решение – реализовывать ли таой сервис как онлайн-кредитование или нет.

Среди факторов, которые имеют наибольшее значение при решении о внедрении кредитования, представителей бизнеса чаще всего выбирали варианты: простота интеграции сервиса онлайн-кредитования на сайт интернет-магазина, удобство оформления кредита для покупателей, низкие процентные ставки, отсутствие затрат для магазина на внедрение сервиса онлайн-покупок в кредит, убедительные доказательства, что возможность покупок в кредит увеличит продажи. Первые два требования сегодняшние сервисы кредитования обеспечивают. Интернет-магазин может интегрировать виджет «Купить в кредит» буквально как социальный плагин, еще несколько часов программистов потребуется на интеграцию системы заказов с системой кредитного сервиса.

Покупатель тоже выигрывает в удобстве: заявка на кредит заполняется на сайте, решение о выдаче кредита сообщается через несколько минут и в тот же день кредитный менеджер может подъехать к покупателю для подписания договора — и кредит оформлен, останется только получить товар. То есть тратить время на выбор банка, заполнение бумаг и стояния в очередях не придется. Процентные ставки по потребительскому кредитованию могут очень сильно отличаться. Основные игроки на этом рынке банки Русский Стандарт, Хоум Кредит, ОТП Банк, Русфинанс и другие.

По самым выгодным программам ставки составляют от 23,4% годовых, переплата за 10 месяцев может составить 10% (10% первоначальный взнос). Конечная ставка определяется скоринговой системой банка в зависимости от платежеспособности заемщика (по предоставленным в анкете данным), его кредитной истории, суммы и срока кредитования, а также размера первоначального взноса. В практике сервиса «Всё в кредит», более 80% обратившихся за кредитом клиентов получают деньги именно по программе 10-10-10. При этом уровень одобрения заявок на кредит в сервисе составляет более 70-80% (в зависимости от месяца). Высокий уровень обеспечивается наличием у сервиса нескольких банков-партнеров: если один банк отказывает клиенту, то другие могут одобрить заявку. Можно сказать, что банки конкурируют между собой внутри кредитного сервиса. Выбор банка, с которым клиент в итоге заключит договор, остается за клиентом.

Опрос показал, что интернет-магазины, как правило, не готовы платить за внедрение услуги кредитования. Однако среди трех основных игроков на рынке онлайн-кредитования только два предоставляют доступ к своему сервису бесплатно. Как видно из результатов исследования, данных о том, что вложения в новую услугу окупятся у магазинов недостаточно. В первые месяцы после внедрения услуги кредитования магазин может дополнительно получать всего по несколько продаж в день. Для того чтобы повысить уровень конверсии на 10 и более процентов, необходимо приучить свою аудиторию к новой услуге, работать над юзабилити. Где разместить кнопку «Купить в кредит» и как она будет выглядеть — для показателя конверсии критически важно. Несмотря на то, что спрос на кредиты в онлайне есть, услуга эта новая для интернет-пользователей, нужно ее продвигать, формировать к ней доверие. Размещать подсказки, подробную информацию по кредитованию, баннеры, рассылки - все это необходимо, чтобы технология показывала высокие результаты. Иначе пользователь просто не заметит новой возможности. А вот рост среднего чека по кредитным заявкам магазин стопроцентно заметит сразу после внедрения кредитования.

По опыту «Всё в кредит», средний чек кредитной заявки может отличаться в 2-3 раза. По итогам июня средняя сумма кредитной заявки в сервисе составляла 27 тысяч рублей. За последние два месяца в практике «Всё в кредит» было несколько заявок с рекордными чеками: на 180 тысяч рублей и 212 тысяч рублей. Оба кейса принадлежат интернет-магазину «Все инструменты». В первом случае покупатель приобрел в кредит сразу пять товаров (циркулярная пила - 22 240 рублей, фрезерный станок - 69 350 рублей, торцовочные пилы 28869 и 9 975рублей, стружкоотсос - 8 060 рублей, рейсмусовый станок - 36 339 рублей, эксцентриковая шлифмашина - 5 779 рублей). Сумма кредита, выданного ОТП-Банком на срок 24 месяца составила 153 520,35 рублей, покупатель внес первоначальный взнос 27 091,65 рублей. Пока кредитование - новый для e-commerce сервис, он может стать еще одним конкурентным преимуществом для интернет-магазина и фактором повышения лояльности покупателей. Доля продаж в кредит в каждом магазине будет увеличиваться по мере роста популярности услуги у покупателей на рынке в целом. Но конечный показатель конверсии кредитных продаж зависит, прежде всего, от самого магазина и управления эффективностью инструмента.

Людмила Игнатьева

Источник: Интернет в цифрах



Все публикации